Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
Кулинарный форум Хорошей кухни > Разговоры > Фотографируем еду!


Автор: light225 26.10.2011 - 12:36
Шпаргалка для фуд-фотографа

Перед вами − шпаргалка для начинающего фуд-фотографа, которому дали задание красиво снять разные блюда и напитки, а он не знает, с какого края к этому делу подступиться.

Не бойтесь. По итогам просмотра работ самых популярных фуд-фотографов был составлен список приемов, которыми они пользуются чаще всего. Теперь только у совсем слепо-безрукого ничего не получится. Чуть позже многие из описанных здесь моментов будут раскрыты в отдельных статьях, а пока - вкратце, для самых сообразительных.

Главные приемы:

Макросъемка.

Фокус на что-то самое вкусное, остальное − легкий расфокус
съемка блюда сверху (тарелка на салфетке, рядом приборы)
один объект впереди, остальные - сзади, в расфокусе

Техника:

Выровняйте баланс белого, чтобы белый был именно белым, а не красным, зеленым или синим.
Никогда не используйте встроенную вспышку. Если в помещении темно, нужно озаботиться приобретением осветительных приборов, иначе смысла нет. Можно разворачиваться и уходить.
Естественный свет а-ля «раннее утро» хорош для большинства блюд, но особенно здорово смотрятся при дневном свете завтраки, чай, кофе, сладости.

Моменты:

Следите за тем, чтобы в кадре не было лишних предметов. Крошки или случайно попавшая в кадр затрапезная посуда испортит все.
Если блюдо скучное на вид, добавьте деталей: красивую посуду, зелень, ягодки и т.п.
Светлые прозрачные напитки плохо выглядят белом фоне. Используйте что-то визуально привлекательное как фон для прозрачных напитков. Можно темный фон, также иногда неплохо смотрится, если сзади стоит какая-то еще посуда, подходящая по стилю.
Зелень и цветы почти всегда придают блюду дополнительной привлекательности и свежести.
Овощи и фрукты должны быть свежие, чистые и практически идеальные на вид. Неважно, каково это на самом деле на вкус.
Пицца традиционно снимается сверху, целиком либо с одним отрезанным сегментом (он может лежать на деревянной лопатке).
Cпагетти аппетитнее выглядит, если в наполненную тарелку положить вилку с накрученными на нее спагетти
Вообще столовые приборы, расположенные рядом с блюдом, как бы приглашают к еде. Но они должны быть начищены до блеска и выглядеть нарядно.

Все, теперь можно идти и фотографировать. Выдающимся фуд-фотографом вы, может, и не станете (было бы слишком просто), но шансы снять неплохое фото явно повышаются.

Узоры, текстуры, ряды в фудфотографии

Создание при помощи объектов различных узоров, текстур, рядов - еще один из интересных приемов, причем не только фудфотографии. Повторяющиеся объекты задают снимку ритм, и именно своей закономерностью и повторяемостью интересны глазу. Зритель невольно проводит глазами по этим рядам, пересчитывает объекты, ищет сходства и отличия

Создавая снимок с ритмом, помните, что жестко повторяющийся ритм, как правило, скучен. Ровные ряды и одинаковые объекты - что тут интересного? Поэтому рисунок нужно разнообразить. Формой ли, цветом, компоновкой - решать вам.

Текстура из ягод черники. Ощущение текстурности складывается из большого количества почти одинаковых мелких ягод и практической невозможности выделить какую-то одну. Фото выделяется тем, что ближе к зрителю текстура распадается на отдельные ягодки.

(Рекомендую сходить по ссылке, там видны фотографии)

Особый интерес представляют фотографии, где ритм очень ненавязчивый и естественный, хотя иногда и принудительное укладывание объектов сообразно замыслу фотографа, может быть интересным.

Почему же нам так интересны фотографии с ритмом? Очень просто. Наши мозги устроены так, что обожают искать везде логику, занокомерность и порядок, и очень радуются, когда их находят. Более того, многое в природе подчинено ритмам и циклам (равно как и сам человек), поэтому-то хаос нам не очень приятен. А если вы увидите фотографию, где все разбросано в художественном беспорядке, помните, что этот беспорядок тоже был кем-то специально организован, и возможно, на снимке тоже присутствует ритм, просто скрытый.

Тарелка, вид сверху - классический ракурс!

Довольно часто блюда снимаются на тарелках в ракурсе "вид сверху" или "top view". Это особенно популярный ракурс при съемке блюд для ресторанного меню, ну а пиццу фотографируют как правило только сверху, чтобы подчеркнуть красоту ее начинки.

Пицца. В качестве дополнительных деталей - нож для резки пиццы, оливковое масло, перец и зелень.

Как обычно, неважно, в каком ракурсе вы снимаете, главное, чтобы то, что лежит на тарелке, хотелось съесть.

Из ключевых моментов стоит отметить: желательно, чтобы это был "чистый" вид сверху, без наклонов или с легким наклоном вперед на зрителя.

Второе: сервировка. Просто тарелка на белом фоне может смотреться слишком скучно. Позаботьтесь о надлежащем фоне для нее.

На этом фото практически основное - игра цвета. Зеленый фон, желтая тарелка, красный томатный суп.

Вопрос почти философский: снимать тарелку полностью или можно кадрировать? Как вам угодно, все зависит от задачи и придуманного вами сюжета.

На этом фото блюдо видно не полностью, но это позволяет увидеть содержимое тарелки более детально, а также мы видим интересный фон в виде крашеной доски.

Здесь вид сверху открывает интересное композиционное решение, составленное из квадратных тарелочек с блюдами японской кухни, на красивой скатерти.


Посуда в фудфотографии

В хорошей фудфотографии посуда играет такую же важную роль, как и сами продукты и напитки. Можно сколько угодно фотографировать красивую еду, но если она лежит на некрасивых или неподходящих по стилю тарелках, ваша работа абсолютно напрасна. Поэтому в арсенале профессионального фудфотографа должно находиться достаточно большое количество всевозможной посуды разных стилей и расцветок.

Начните собирать свою коллекцию с самого простого: белой посуды нейтральной по стилистике. Чашки, тарелки, соусники, чайник и т.д. После этого озадачьтесь различными стилями. Япония, Индия, модерн, деревенский стиль, футуризм - это лишь начало списка. Посуды будет очень много, и вся она должна быть очень красивой, буквально проситься в кадр. Еще немаловажный момент - столовые приборы. Они могут быть нейтральными, но должны сочетаться друг с другом и перед съемкой начищены до блеска.

Далее - небольшая подборка фотографий, которые, возможно, вдохновят вас на приобретение "фотогеничной" посуды.

Макросъемка

Только совсем неопытные фотографы хотят в объектив поместить абсолютно все. Со временем, фотограф начинает понимать, что это невозможно и учится отсекать все ненужное, чтобы в кадре поместилось только то, что действительно важно для восприятия. Макросъемка показывает лишь небольшой кусочек объекта, но это тот кусочек, который и является самым важным.

В фудфотографии макро - один из самых ходовых приемов. Рассмотрим примеры.

Самое главное здесь - ежевика. Утреннее освещение, белая посуда - все говорит о том, что это фрукты на завтрак.


Клубника. Упор сделан на то, какие это свежие и аппетитные ягоды. Зеленые хвостики говорят о том, что клубника только что с грядки.


Шоколад. Аппетитно разломанная плитка и максимальное увеличение. Еще ближе - и будет уже непонятно, что это шоколадка.


Гамбургер. Обратите внимание, видна только часть гамбургера. Булка, лук, котлета и овощи. Блик на котлете показывает, что гамбургер сделали только что.

Салат. Похоже, что это салат Цезарь. Свежая зелень и сухарики на глиняной квадратной тарелке в фокусе, все, что на заднем плане - в расфокусе. Расфокусировка неважных объектов - очень частый прием, позволяющий указать зрителю, куда смотреть.

Ломтики лимона и лайма. По пузырькам вокруг них мы догадываемся, что фрукты находятся в стакане с газированной водой. Ощущение свежести и бодрящей кислинки цитрусовых передает это фото.

Макро-снимки привлекают нас тем, что интригуют. Не показывая всего, фотограф обещает, что вон там, за рамками кадра, все будет еще вкуснее и интереснее. Сделать увлекательное фото, показать самое главное и пообещать больше - такова задача фотографа, работающего в жанре макросъемки.

Фотографируем чай.

Фотографирование чая имеет свои особенности. Начать хотя бы с освещения объекта. Желательно, чтобы чайная церемония, которую вы снимаете, была освещена ровным дневным светом, например, падающим из окна. Естественное освещение создает необходимую атмосферу, особенно, если хотите сфотографировать утреннюю сцену. Искусственное освещение должно подбираться таким образом, чтобы не возникало ощущения наигранности в снимке. Хотя, если стоит задача снять вечерний чай то глубокие тени, создаваемые одним источником света, будут в самый раз. Однако чаще всего, фотографы, работающие в жанре фудфотографии, предпочитают дневной свет или его искусственные заменители.

Ранний утренний чай

Крайне важен подбор посуды, в которую Вы нальете чай. Традиционно это либо простая белая чашка без рисунка, либо прозрачная стеклянная чашка. Но могут быть варианты в виде классической офисной кружки с толстыми стенками, а также чашки тонкой работы с узором, китайским, индийским. Подойдет и цветочый рисунок.

Несколько примеров:

Трудно снимать белую чашку на белом фоне, но если собираетесь продавать снимок в фотобанк, то придется наловчиться, потому, что более охотно покупают отдельно стоящие объекты, которые проще внедрять в какой бы то ни было дизайн. Но просто чашка на белом фоне – это скучно, таких снимков Вы сделаете два- три и особой творческой работы здесь нет. Поэтому нужно создать надлежащее окружение, антураж для нашей чашки. Это могут быть лежащие рядом ложки, блюдца, конфеты или печенье, фоном для всего этого пусть послужит поверхность стола, скатерть или салфетка. Все эти предметы должны быть выдержаны в едином стиле, и поскольку не они являются главными в снимке, они не должны выпирать на передний план. Их задача - создать «чайное» настроение и вызвать у зрителя ощущение, что он прямо здесь и сейчас сможет напиться чаю, возбудить у него аппетит.

Очень часто при съемках создают определенную атмосферу: например, чайная церемония китая, японии, индии или же офисная атмосфера, а может быть - английский файв-о-клок.

Каким должен быть завариваемый чай? На самом деле обычный цвет чая недостаточно фотогеничен, но эту проблему легко исправляет ломтик лимона. Заварите чай, опустите в него лимон, и получите красивый «чайный» оттенок, а лимон потом можно вынуть, если не хотите его снимать. Этот пример показывает, что иногда реальность недостаточно хороша, но в наших силах ее немного приукрасить, не прибегая к фотошопу.

Угол зрения. Есть несколько классических ракурсов, с которых зритель привык видеть чашку чаю. Во-первых, вид сверху, когда видно только содержимое, края чашки и ручка. Во-вторых, front view, обратите внимание, что тут не должно быть перспективных искажений, глаз фотографа примерно на уровне чашки, не выше. Ручка непременно слева или справа, чтобы контур посуды «прочитывался» в доли секунды. Как показывает опыт, «ручка - это самое вкусное», т.е. без ручки чашка становится неполноценной.
Несмотря на эти рекомендации о ракурсе, вы сами в конечном счете выбираете угол съемки, потому что если бы все снимали только сверху или сбоку, то все снимки были бы одинаковыми.


А что насчет макро? Можно снимать чашку не полностью, а лишь ее часть, но кадр должен быть очень интересным, в него должны попасть еще какие- то объекты, которые дадут зрителю понять, на что он смотрит, и почему, собственно говоря, ему должно быть это интересно.


Чашка чая – простой и незамысловатый объект для фотосъемки, но и его нужно научиться снимать красиво, а с опытом - нестандартно, потому что без чая – никуда!

Фотографируем кофе

Кофе можно фотографировать сверху, сбоку, да в принципе, как угодно. Однако традиционно есть несколько ракурсов, с которых снимают чашку кофе, а также несколько "классических" форм чашек, которые вызывают ассоциации с кофе. На картинках ниже - иллюстрация моих слов. Конечно, вы можете взять и чайную чашку, но эффект от фото будет уже не тот. Чаще всего кофейная чашка белая. Иногда это белая толстостенная кружка, граммов на 400, но прослеживается явная тенденция: простая белая посуда.
Черный кофе в белой чашке.


Отдельная тема - пенка на кофе. Если снимать чашку черного кофе сверху, тонепременно должна быть пенка! Я не говорю, что это обязятальное условие, но с небольшой пенкой фото будет аппетитнее. Еще хорошо бы, чтобы на поверхности был какой-то интересный блик, это придает объемности снимку.
Кофе с молоком. Возможно, в уютном баре.

Кофе с пенкой, сверху присыпан корицей.

Сливок не желаете?

Если просто чашка кажется скучной, добавьте деталей. Это может быть ложка, кофейные зернышки, конфетка, блюдце. А может быть джентльменский набор: кофе, авторучка, газета (блокнот или ноутбук - как варианты).
Кофе на работе.

Кофе с утра, на двоих.

Делая снимок кофе, вы должны отчетливо представлять себе, для чего он и какое настроение будет передавать. Бизнес-завтрак, день в офисе, утро гламурной кисы - для каждой из этих тем должен быть свой снимок, и фотографии будут отличаться как деталями, так и ракурсом, цветовой гаммой.
Кофе в постель:

Кофе навынос.

Кофе как в тумане...

Лучшая летняя еда - салат

Салат - это вкусно и красиво. Возьмем просто огурчики, помидорчики, зелень, смешаем аккуратно в белой тарелке - и можно фотографировать, пока свежее. Бросьте фету или ветчину или кружочки оливок - вот вам и акценты.

Даже сам процесс приготовления невыразимо прекрасен.


Грубая деревенская тарелка, зеленый листовой салат и сухарики. Супер!


Белая тарелка, салат, томаты, орешки.


Летний салат - благодатный, вкусный и простой материал для фотосъемки. Просто немного овощей, красивая посуда и заботливые руки


Не забывайте, что чем быстрее вы снимете салат, тем аппетитнее он выйдет. Попробуйте делать кадры незаправленного блюда, а затем полить маслом. Картинка будет совсем другая! Только умоляю, не кладите майонез! smile.gif

И мое личное мнение: под лучами солнца любое блюдо выглядит аппетитным и естественным, этого значительно труднее добиться при искусственном освщении!

Дополнительную информацию и фотографии примеров можно увидеть здесь:
http://fotoedy.ru/book/export/html/6

Powered by Invision Power Board (//www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (//www.invisionpower.com)