Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
Кулинарный форум Хорошей кухни > Рисуем вместе > Учимся рисовать - 32


Автор: elkapalka 19.09.2010 - 02:15
Из ссылочки, что дала kubano4ka.
Лессировка- это нанесение прозрачных или полупрозрачных слоев краски на нижелижащий слой. Практически все художники пользуются этим приемом,только у некоторых он имеет осознанный характер,а другие пользуясь этим приемом не отдают себе в этом отчет. Все думают,что раз они не придерживаются классической трехслойной системы , то значит они не прибегают к лессировкам. А кто сказал что трехслойная система именно трехслойная.Это понятие весьма условное,правильно былобы назвать ее многослойной. Многие думают что классики писали четко в следующей последовательности. 1.Прописка 2.Подмалевок. 3Лессировка., но на самом деле часто поверх лессировки вновь шел подмалевок (когда художник вносил поправки в рисунок, когда его не устраивала форма,когда подмалевок оказывался слишком затемненным), а поверх него снова шла лессировка. А когда из за лессировки появлялась некотороя жесткость или художник не был удовлетворен оттенком,тогда поверх лессировки шла завершающая прописка. Далее не всегда классики заканчивали подмалевок по всей поверхности и лишь после этого переходили к лессировкам. Часто ,в то время как практический вся поверхность находилась в стадии подмалевка ,мастер лессировал какую-нибудь деталь,часть поверхности и даже выписывал ее. Разве мы не видели незаконченных произведений классиков, когда какая нибудь деталь ,скажем лицо полностью выписано, а все остальное находится в стадии прописки или даже рисунка по тонированному холсту. Когда мастера писали трактаты, они зачастую не очень подробно описывали процесс, а часто давали весьма упрощенную схему. Ну а технологи, искусствоведы,которые имеют весьма скромный практический опыт живописи, своими предположениями и исследованиями (рентген,всякие лучи,химический анализ) делают далеко не убедительные заключения. Уверен,что не то что классика,даже мою живопись(ход работы), они не в состоянии будут проследить ,смотря на ее поверхность или прибегая к научным средствам. Только практическое занятие дает возможность догадаться о ходе работы классиков, и только исходя из логики живописи и учитывая традиции и менталитет мастеров того времени. Прежде чем класть лессировку (а она не должна быть самоцелью, а только средством) должна быть подготовлена под нее основа (подмалевок, но не обязательно,можно накладывать лессировку поверх другой лессировки,если этого требует вещь). Классики эту основы выполняли разными способами и материалами. Подмалевок мог быть выполнен в темпере или в масле. Темпера имела то приимущество ,что быстро высыхала,и тот недостаток что не имела эластичности масла, поэтому когда художники перешли на холст(отказавшись от доски) начали постепенно отказываться и от темперного подмалевка и заменили его масляным. Лессировку я лично применяю в тех случаях когда хочу внести коррективы в колорит, тональность, но при этом нет необходимости в исправлении рисунка и формы. Бывают случаи ,когда недовольный общим колоритом(его пестротой, вялостью,белесостью) покрываю весь холст (уже сухой) прозрачной лессировочной краской ,затем ладонью протираю по всей поверхности. Лессировочный тон объединяет общий колорит работы, создает определенную гамму, но при этом картина немного темнеет и тркебуется вновь прописать светлые места (лучше это делать пока лессировка не высохла, так как мазки мягче ложатся, органически сливаясь с нижележащей лессировкой. ) ,после высыхания которых,можно вновь проити по ним прозрачной краской. Лессировку обычно наношу прозрачными красками разведенными уплотненым маслом в смеси с мастичным лаком(чтобы не текла), излишки снимаю пальцем. На поверхности остается столько сколько нужно (наз. втертая лессировка) . Многие художники по полусухой поверхности подмалевка (особенно когда пишут обнаженное тело,лицо) наносят лессировку, которая вплавляется в нижележащий слой подмалевка как бы сливаясь с ним (это так наз. слитная лессировка). А что такое завершающая прописка, которую часто называют выписыванием, а недруги нормальной живописи "зализыванием", если это не мутная т штудирующая лессировка, когда прозрачные цвета в легком разбеле наносятся мягкой костью на основу ,придавая ей законченность. О лессировках могу говорить бесконечно, но советую прочитать литературу о технике живописи, я же могу делиться собственным опытом и своими соображениями на этот счет.
Продолжу беседу о лессировке. Процесса трехслойной живописи мы уже в кратце коснулись. Давайте определим какими красками делать лессировку.Можно любыми. Но есть так называемые прозрачные краски ,это те, тон и интенсивность которых меняется в зависимости от толщины слоя и через которые просвечивается нижележащий слой. Краски я делю (грубо и относительно) на три категории: покрывные (непразрачные), полупрозрачные и прозрачные (лессировочные).К покрывным относятся: белила(все), кадмии, некоторые кобальты. К прозрачным (лессировочным),во всяком случае ,те что у меня лежат на отдельной палитре для лессировок (чтобы случайно не смешивались с покрывными)относятся: сиена женная,умбры, марсы,краплак и горансы,ультрамарин,волконскоит и тер верт,индийская желтая и ЖХ, севанская зеленая, оливковая зеленая и др. Можно в лессировках использовать и полупрозрачные краски в немного разбавленном виде. А можно ли лессировать покрывными красками, например белилой? Можно! Это называется мутной лессировкой ,когда по темной основе прозрачной белилой наносят вуаль,например, белый прозрачный воротник поверх темного комзола,что мы видим довольно часто в работах голандцев и испанцев 17-ого века. Как-то готовясь к одной тематической выставке на тему Отечественной войны, я решил написать большую картину и выполнить ее, придерживаясь строго трехслойной системы письма.(как она описана в книжках по технологии,хотел проверить) Вначале я выполнил рисунок ,причем очень скрупулезно (чего обычно не делаю,чтобы не сидеть в жестких рамках собственного рисунка),чтобы не вносить больше никаких поправок. Затем прописал весь холст тремя цветами и использовал: кость женную, английскую красную и охру светлую, Когда прописка высохла я свинцовой белилой,неаполитанской желтой , кобальтом синим и сиеной женной сделал очень просветленный подмалевок (как говорили старые итальянские мастера "мертвыми цветами"). Когда подмалевок окончательно просох я покрыл его очень жидко севанской зеленой, ладонью и тряпочкой убрал лишнюю краску и тут же приступил к лессированию прозрачными красками ,что пересчитал выше. Это мне где то напоминало детское развлечение под названием "раскрась сам". Когда я "раскрасил" так всю работу, она мне показалась излишне цветной и мне пришлось пройтись по ней завершающей пропиской(те же прозрачные краски в разбеле.) Вывод. Как видно метод описанный в книжках по технологии не совсем точно описывает ход работы старых мастеров. Он слишком схематичен и в нем упущены нюансы. Хотя я точно придерживался их схеме ,результат меня немного разочаровал. Может тема ни совсем соответствовала манере, а может я ни так понял. Во всяком случае эта картина под названием "Форе Мосулишвили среди итальянских партизан" была выставлена, хорошо приобретена а затем ее передали на баланс Комитету госбезопасности, и она была выставлена в клубе им. Дзержинского до тех пор пока в ходе двухнедельной Тбилисской войны 1991-1992 года она не сгорела при пожаре вместе с вышеназванным клубом и всей документацией КГБ . У меня сохранился лишь слайд этой работы . Если технически удастся качественно его сканировать ,покажу.

Ну и вообще почитайте smile.gif

Powered by Invision Power Board (//www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (//www.invisionpower.com)