Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
Кулинарный форум Хорошей кухни > Разговоры > Слова, которые мы ещё помним,


Автор: nikolavna 3.06.2010 - 12:40
Девочки - почитала вас и сразу нахлынули воспоминания!!!!
Я москвичка, и из исконно московских слов что-то ничего особенного не вспоминается кроме старинного ругательства на мальчишек "У-у-у, брандахлыст!"
И ещё как-то странно произносившиеся старухами слова: «булошная», «дожьжик»
Знаете, если посмотреть записи старинных спектаклей МХАТа, то там много таких странных произнесений есть – так примерно говорила моя «старомосковская» бабушка. Кто-то из известных современных актрис говорил, что когда её распределили во МХАТ, она без сожаления оттуда сбежала, потому что её раздражало произношение старых артистов. Вероятно, МХАТ до сих пор «держит марку» biggrin.gif

Так вот бывавшие у нас дома студенты моего отца были со всего бывшего Союза, и читая эту тему я вспоминала детство. И плакала.

Толчёнка. Впервые я услышала это слово от папиного студента Гены, мне тогда только исполнилось 8 лет. Мама неожиданно попала в больницу. Я пришла из школы. По телефону звонит папа и говорит, что через час к нам в гости приедет один из его студентов. Гена оказался весёлым парнем с плетёной сеткой-авоськой в руках. Из сетки он достал сало, лук, трехкилограммовый пакет картошки.
- Ты уже умеешь готовить?
- Яичницу.
- Ну вот, сейчас я научу тебя готовить толчёнку!
- А что такое толчёнка?
- У, это очень вкусная штука!
Мы топили сало, жарили до золотистого цвета лук, варили картошку, и потом он спросил: - Где у вас толкушка? Ты знаешь что такое толкушка?
- Знаю, конечно.
- Ну вот, а ещё говоришь, что не знаешь что такое толчёнка!
- Так это же - картошка-пюре!
- Пю-юре-е-е!.. – передразнил Гена (учившийся на режиссёра-постановщика) Пюре – это просто картошка. А толчёнка – это картошка с разными вкусностями внутри! Их толкут вместе с картошкой, вот и получается: толчёнка.
Тут как раз приехал из института папа. Мы сидели на кухне, ели потрясающую толчёнку. Мужчины разговаривали, смотрели как я уплетаю уже вторую порцию и улыбались…

Всклень – это слово из лексикона моей школьной учительницы рисования. Она основала художественную школу, и была собирательницей образцов народной культуры разных областей России. Мы бегали к ней в класс после уроков, ибо она всегда была на месте. У Фаины Петровны всегда можно было посидеть, угоститься чаем, поговорить о жизни… Потом твои руки неожданно сами брали лист бумаги, карандаш, а где-то рядом на столе стояла какая-нибудь крынка, лежал цветной лоскут, и ты незаметно для самого себя начинал изображать этот мир…
Причем чашка чая с печеньем – это было обязательное условие пребывания у Фаины после уроков. Мне казалось, что она считала нас вечно голодными и пыталась всё время чем-то накормить.
Вот мы сидели небольшой компанией за сдвинутыми партами, вскипел хромированный электрический чайник, я взялась разливать чай. Учительница долго за мной наблюдала и сказала:
- Ну, милая моя, это не дело! Ты что, жалеешь чаю что-ли, наливаешь по полчашки! Ты наливай всклень!
-???
- Ну, до краёв наливай! А то есть такие приметы: сколько чая в чашку не доливать, столько счастья тебе недодаст судьба. А вторая примета: настолько губы у твоего будущего мужа будут толстые!
С тех пор я стараюсь наливать «всклень»: муж ругается – я наливаю ему кофе столько, что ему ни молока ни сахара уже не добавить.
А про мужнины губы: ну прям как в воду смотрела!

Чувяки, пимы и джурабы – это всё тоже слова от студентов отца, из его и маминых поездок.
Насколько я помню – чувяки – это не просто тапочки. Это тапочки определенной формы, со швом посередине, закрытым цветной кожаной полосочкой.
Пимы мне в детстве прислал кто-то из отцовских студентов – это были войлочные полусапожки. У нас в квартире зимой всегда было прохладно, видно, кто-то это заметил.
А ещё у меня в детстве были джурабы – это такие вязаные красные носки – почти гольфы. Они были связаны какой-то необычной толстой многоцветной вязкой. Сносу им не было! Бабушка моя взялась связать вторую пару – долго училась, связала один носок и… умерла. Второй носок остался недовязанным. Мама впервые в жизни взялась за спицы – хотела закончить бабушкину работу. Получилось плохо, один носок оказался кривоватым и больше другого. Но носила я эти носки бесконечно долго: джурабы – почти вечная штука!

Powered by Invision Power Board (//www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (//www.invisionpower.com)