Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате |
Кулинарный форум Хорошей кухни > Поздравлялки > ПАСХА |
Автор: Антоненчиха 20.04.2009 - 20:48 |
Полуночный благовест к пасхальной заутрене, бывший гордостью Москвы, узаконил в марте 1849 года митрополит Московский Филарет, предписавший всем московским церквям: не начинать благовеста к церковным службам ранее благовеста Успенского собора, и первый удар Успенского колокола «прослушать в молчании, а по второму начинать благовест». Это распоряжение в следующем году было напечатано и разослано всем московским соборам, монастырям и церквям. Пример Москвы вскоре повлиял на благовест всей России. И после этого события можно считать, что на второй удар Большого колокола на Иване Великом отзываются не только «сорок сороков» московских церквей, но и звонницы всех русских храмов. В пасхальную ночь в Москве почти никто не ложился спать. Церкви были переполнены. Каждый москвич посещал свою церковь и не стремился попасть в главные. После обедни в Святое воскресенье большинство зажиточных обывателей делали пышные визиты или принимали поздравителей у себя дома. В среднем классе и в простонародье после раннего обеда было принято спать. Некоторые отправлялись, как в первый день праздника, так и в продолжение всей Святой недели в Кремль, в соборы, на поклонение святым мощам, взбирались на Ивановскую колокольню, чтобы увидеть панораму Москвы. От колокольни прогуливались к Спасскому мосту либо шли на Никольскую к ограде Казанского собора или на Варварский и Ильинский перекрестки. Чтобы посмеяться – в квасные и холщовые ряды посмотреть на лубочные картины (листы), специально для праздника вывешенные на Сретенке у церкви Троицы на Листах. Туда, где около Сухаревской башни по Земляному валу проходила в петровские времена северная граница старой Москвы. Эти листы печатались у церкви Успения в Печатниках. Многие обыватели от мала до велика в пасхальные дни ехали на гулянье «под Новинским». Здесь их ждали множество балаганов, кружало – кабак в виде большого колокола, качели, карусели, зверинцы. Отсюда не уходили до самой ночи. За несколько копеек можно было отдохнуть «на всю катушку». Как повелось со стародавних времен, в Пасхальную неделю царские особы и священнослужители посещали больницы, приюты, богадельни и тюрьмы. Здешним обитателям дарились пасхальные яйца, куличи, некоторая одежда, обувь. Заведениям выделялись пожертвования. На юмористических страницах журналов помещались картинки на темы приготовлений к Святому воскресенью. К примеру, под одной из них были написаны слова кухарки: «Вот тоже, я говорю, удивление! Я успела накрасить полсотни яиц, а барыня все еще с одной своей физиономией не может справиться!» В кулинарных разделах журналы предлагали разнообразные рецепты пасхи. Например, такой: «Взять шесть фунтов отжатого творогу и протереть через сито. Положить затем 10 сырых яиц, 1 фунт сливочного масла, 2 фунта сметаны. Сложить все это вместе с творогом в чистую кастрюлю, поставить на плиту и мешать деревянною ложкою или лопаточкою, чтобы не пригорело. Как только покажется первый пузырик, тотчас снять с плиты и кастрюлю поставить на лед, продолжая мешать, пока не остынет. Затем положить сахару до 2 фунтов или по вкусу (нужно брать не песок, а мелко истолченный и просеянный обыкновенный рафинадный сахар), один стакан толченого очищенного сладкого миндаля. Все это хорошенько размешать, сложить в форму, предварительно выложенную чистым полотном, и поставить на сутки под пресс в холодное место (только не в погреб)». К встрече Святого воскресенья готовились и московские торговцы. Городские газеты были переполнены рекламными объявлениями: «К празднику Святой Пасхи приготовлен большой выбор перчаток. Магазин Бонне, Кузнецкий мост». «Базар для Пасхи. Яйца с сюрпризами от 5 коп. до 25 руб. Игрушки игры, занятия, работы, цены дешевые; при покупке от 3 руб. прилагается сюрприз. Магазин Тарасова. Большая Никитская, угол Леонтьевского переулка». «Мюр и Мерилиз», Кузнецкий мост, дом князя Гагарина. Музыкальные инструменты в большом выборе для подарков к праздникам: скрипки, гитары, мандолины, цитры, флейты, гармонии и проч.» Бесконечное множество предложений! Москвичи охотно следовали советам и делали покупки в соответствии со своими возможностями. Пасха была живым народным праздником. Прежде в пасхальные дни не принято было, как в советские времена, ходить на кладбища. *** Со времени описываемых событий прошло немало лет… Человечество пережило самое страшное столетие в своей истории. Бог по-прежнему скрыт от человека. И в этом есть глубокий смысл. Будь Бог очевиден, вера стала бы невозможна, достаточно было бы открыть учебник физики и после описания закона всемирного тяготения прочесть «Формула Бога…». Бог – это стремление к совершенству, убедиться в его существовании можно только ощутив его присутствие в себе… Каждый неверующий не верит в Бога одинаково… Каждый верующий чувствует Бога по-своему… Праздник – это не день свободный от работы (как мы привыкли думать с 1917 года), праздник – это то, что радует душу! В Москве скоро Пасха! И на пасхальной службе в домовом храме Третьяковкой галереи, где находится икона Владимирской Божией Матери, я услышу: «Христос воскресе!» «Воистину воскресе»!» - отвечу я. Москва – не просто город, он – молитва за Россию перед Богом. Названия ее улиц, переулков, ее история, ее храмы и ее люди – все обретает смысл, если посмотреть на наш город с этого ракурса. Скоро Пасха – приглядитесь к Москве во время праздника. И вы откроете в нем новую красоту! --------------- Использованы материалы книги Татьяны Бирюковой "В Москве матушке при царе батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей". Сергей Селихов, литератор, главный редактор электронного журнала "Женщина Москва" |