Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате |
Кулинарный форум Хорошей кухни > Разговоры > Преданья старины глубокой |
Автор: nikolavna 10.01.2009 - 11:45 |
Писала я вот в этой темке и возникла мысль, а не рассказать ли нам о воспоминаниях наших бабушек? Мы все родом из детства. Мы и наши мужья - все родом из разных мест, где были свои обычаи и обряды, свои традиции, свои байки. Давайте делиться тем, что передавали нам бабушки-дедушки. Интересно ведь! Причем, и советский период истории "тоже считается". |
Автор: nikolavna 10.01.2009 - 13:07 | ||
Я начала чуть раньше, в другой теме, позже процитирую сама себя.
Летом сельский староста (выборная должность) "разводил по работам". Поскольку крестьяне в том месте, откуда родом мой отец, никогда не были крепостными (были "государевыми"), то они жили довольно неплохо. Государственные крестьяне жили общиной и сообща платили налог в государеву казну. Каждый член общины наделялся землей, с которой семья и платила налог. Чем больше семья, тем больше налог, но и тем больше пахотной земли ей выделяли. Хочешь - обрабатывай, не хочешь - не обрабатывай, можешь отказаться. Община помогала малоимущим, и делалось это посредством "разведения по работам". Пример: речка. Когда я была маленькая, то речка, протекавшая под лесом, уже была маленьким наполовину заболоченным ручейком. А бабушка рассказывала, что когда-то эта речка даже была для села источником рыбы - в ней водились щуки и окуни. Староста промерял расстояние "своего" участка (куска реки, находившегося в ведении села) и делил его по дворам, пропорционально количеству взрослых мужчин-работников. Каждый дом должен был расчистить "свой" участок от мусора, веток, углубить его дно и укрепить берег после весеннего разлива. Мостики, дорожки, и т.п. строились и ремонтировались сообща. Соседнее село поддерживало "свой" кусок реки. Женщинам, у которых в домах не было мужчин, такие работы не назначались, они выполняли другие работы. Община помогала в быту таким вдовьим семьям. Например, когда зимой в сильную метель заносило двери домов, то с утра, откопав свою дверь, сразу посылали старших детей откапывать какую-нибудь бабку и или тётку. Кстати, все входные двери в домах из-за этого открывались вовнутрь, а окна домов располагались высоко. Ухаживали и за лесом. Если лесу в нашей зоне дать расти как он хочет, он быстро превращается в тайгу - непроходимую чащу, где в нижний полог не проникает свет. В таком лесу плохо растут ягоды-грибы, там закисает почва. Растет один мох. В некоторых участках леса, например, запрещалось выпасать скотину - потому что козы выедают молодой подрост, и лес не возобновляется. Загущенные участки выборочно вырубались. Это позволяло лесу быть прозрачным, пропускающим солнце к поверхности земли. Из-за этого местные леса изобиловали грибами и ягодами. Кстати, пастух в те времена - отнюдь не "местный дурачок". Пастух должен был быть грамотным, уметь читать, уметь выполнять функции ветеринара, должен был знать огромное количество разных фактов и мест, потому что нес материальную ответственность за чужое, отнюдь не дешевое, имущество - скот. Если корова пала по вине пастуха, например, наевшись клевера (что бывает и сейчас довольно часто), ответственность нес пастух, и община, назначившая его, обязана была частично возместить потерю. |
Автор: homyak 15.01.2009 - 18:12 |
Знаешь, это не обычай, так историйка небольшая. Во время войны, в селе, где жила одна из моих бабушек (русская) было много эвакуированных, в частности, один художник. И бабушка за хлеб и молоко заказала ему картину со сказочным сюжетом, детей порадовать. Вот такая история, по-моему очень трогательная. |
Автор: nikolavna 24.01.2009 - 00:15 |
У моей бабушки в деревне не употреблялось слово "сглазить". Говорили: "изурочить". Начинаешь чем-то хвастаться, бабушка останавливает: "Поди не изурочь!" Я думаю, что это скорее было связано не с боязнью сглаза как такового, а с этическими аспектами: неча языком болтать и давать повод для зависти. Сейчас считается совершенно нормальным, когда на даче один сосед хвастается другому что и как у него растёт в огороде. В деревне в огород чужих не пускали и урожаем не хвалились. Это считалось высшей наглостью - без спроса войти в чужую калитку. Правила приличия требовали, чтоб хозяин сам разрешил войти. Поэтому сельчане звали хозяина из огорода, стоя у калитки. Правило касалось всех - даже детей. лично мне бабушка запрещала не только ходить на подружкин огород, но даже и заглядывать через забор! Если я ей рассказывала, что мы с подружкой играли у них в огороде, и что нам это разрешили, бабушка всё равно ворчала и хмурилась, и наказывала "не ходить в чужой угород". Но "урока" в деревне боялись. Была и своя "колдунья" - странноватая тетка - большая любительница походить по гостям. На мой взгляд - бабка как бабка, меня она любила, даже учила как правильно сено сушить. Бабушка моя её не боялась - в молодости они дружили. А вот соседка наша - дичь как опасалась. |
Автор: homyak 24.01.2009 - 00:30 |
nikolavna Ириш, похоже, одни мы тут гуляем. Расскажу о другой бабушке - украинской. Вообще-то она из Воронежской области, но, они себя там украинцами называли, хоть это вроде и Россия. Бабушка моя была 1905 года рождения. В деревне была традиция: зимой молодые девушки собирались в избе у какой-нибудь женщины. Женщине этой платили за пригляд над девушками и называли пани матка. Платили, конечно, продуктами. Девушки брали туда пряжу или вышиванье, и там знакомились с парнями. Вот такие были зимние посиделки. |
Автор: innok 24.01.2009 - 00:53 | ||
Мил, ну а чего мне рассказывать-то... у меня, какую сторону не возьми, почти что "История партии" получается. Самое безобидное, бабушка с маминой стороны вспоминала. Заходит учитель в класс, учитель из немцев Поволжья. Класс - в школе в одном из еврейских колхозов на Украине. Во время НЕПА были такие. Ну вот, заходит он в класс, окидывает детей взглядом и говорит: - Ну, я вижу тут одни лишенцы собрались... а ваc так с огромным удовольствием читаю |
Автор: homyak 24.01.2009 - 01:06 |
Однажды моя украинская бабушка ходила со мной гадать на Рождество. Уже в городе. Нужно было выйти в самую полночь и стоять тихо-тихо. Первый звук, который услышишь - твоя судьба, то ли на целый год, то ли на всю жизнь. Если колокольчики (откуда бы им в городе взяться?), то свадьба, если шорох, вроде, как зерно сыпется - то к богатой жизни, и если стук дерева о дерево, то - плохо - гроб, смерть. Я ничего не услышала, а бабушка вроде что-то и слышала, но мне не говорила. Я, кстати, в эту деревню ездила - до сих пор помню ужины в саду под вишнями. |
Автор: SAVA 24.01.2009 - 15:57 |
Иногда слишком поздно спохватываешься, что ни о чем не расспрашивала у бабушек и дедушек, увы. Моя русская бабушка из смоленской области, когда спрашивала ее про жизнь, отвечала: "Жили как все...". Вот мама рассказывала, как они (дети) после войны, ей лет 8 было, бомбу в пруду нашли и решили играть на меткость, на бомбе какой-то кругляшочек был (видимо капсюль) и они по-очереди в него метали камешки, но никто попасть не мог. Тут маму бабушка позвала обедать и уже сидя за столом они услышали взрыв. Бомба оказалась действующая. Погибло несколько детей .Очень страшная история. А корейская бабушка рано умерла, по-русски разговаривала плохо. И вообще старались не упоминать как их ссылали и как они раньше там жили. Ходит такой анекдот, что когда корейцев сослали в Казахстан тут как раз был голод и умирало очень много людей. А корейцы выйдя из вагонов сказали: "Какой голод? Тут так много растет травы! |