Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
Кулинарный форум Хорошей кухни > Разговоры > Саяногорск - моя жизнь.Сибирь - цивилизация или ..


Автор: Саяногорочка 2.12.2008 - 05:47
Хакасия - уникальный по мировым меркам регион: здесь известно около 120 тысяч наскальных рисунков (петроглифов)! Всего по данным ЮНЕСКО, приведенным М.Дэвлет, на всех обитаемых континентах в 1984 году было зарегистрировано около 20 миллионов фигур, распространенных в 780 зонах наскального искусства, а ныне число зон приближается к 1000.

Распространено мнение, что в стародавние времена все, кому не лень оставляли свои "автографы" на скалах. А так как писать древние люди еще не умели, то выбивали разных животных и непонятные знаки. Дескать, баловались этим и охотники на привале, и женщины в перерывах между своими делами. Сама слышала, как мамы объясняют чадам в музее, зачем делали наскальные рисунки: "Фломастеров и бумаги тогда не было, вот и приходилось художникам трудно, мучили себя и скалу своим творчеством".

Оказывается, наши любимые представления о побуждениях древних - полная чушь. На примере наскальной живописи в музее-заповеднике "Казановка" Леонид Еремин, наглядно продемонстрировал, что вести диалог с камнем в древние времена дозволялось не абы кому, а только избранным: например, жрецам или шаманам. И что наносили их не абы где, а в местах обрядов. И совсем не абы что. К примеру, у подножия горы Хазын Хыр, есть более сотни наскальных изображений (всего на территории музея-заповедника поставлено на учет более полутора тысяч наскальных рисунков, самые древние из которых относятся к неолиту, а самые поздние - к XX веку). Хоть петроглифы писаницы выполнены в разное время и в разной технике, "но по содержанию раскрывают одну тему: историю происхождения религиозных представлений на хакасской земле". Другие распространенные темы наскального творчества: изображения предков, духов и родовых знаков, устройство мироздания, обряды, дикие и домашние животные.

"Что двигало древними художниками, когда они наносили свои рисунки на каменные плиты? Зачем нужно было взбираться на скалу и на ней, как на полотне, на высоте около 1000 метров рисовать, скажем, семейство оленей?" - размышляет Леонид Еремин: "Большинство исследователей признают, что наскальные рисунки имели магическое, ритуальное значение. Дело в том, что в тот момент, когда художник наносил на скалу рисунок, внизу проходил какой-то ритуальный обряд. Очевидно, шаман под аккомпанемент бубна нашептывал заклинания, вызывая духов, а жрецы читали молитву

Сам факт присутствия изображении именно на камне объясняется его долговечностью. Камень - это единственное, что неподвластно ходу времени, поэтому ему поверяли люди самое дорогое - свои духовные ценности. Одни народы меняли окружающий мир под себя, другие - себя под окружающий мир. Незначительные детали (наскальные рисунки, каменный или деревянный столб, расчищенная площадка, ленты на ветвях дерева), привнесенные человеческой рукой в окружающий ланшафт, создавали "нерукотворные храмы Сибири".

И только в не такие далекие от нас времена наскальными рисунками стали "баловаться" и простые смертные. "На протяжении многих тысячелетий камень был единственным материалом, обеспечивающим преемственность человеческой духовности. И вот к началу XX века диалог между Человеком и Камнем прекратился", - замечает по этому поводу Леонид Еремин.

Powered by Invision Power Board (//www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (//www.invisionpower.com)