Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
Кулинарный форум Хорошей кухни > Разговоры > Происшествия-1


Автор: Uma 26.11.2004 - 01:38
Члены команды Юща или что ждет русскоговорящих граждан в случае прихода Месии к власти

вице-премьер Николай Жулынский запомнился жителям Украины своей решимостью провести крупную реформу украинского языка. В украинское правописание планировалось внести аж 19 изменений. Причем сам реформатор настаивал на том, что эти изменения в правописании направлены исключительно на его упрощение и «значительно приближают правописание к живому языку». И действительно, «упростили» – дальше некуда. Народ самым форменным образом рыдал, читая о лингвистических изысканиях вице-премьера. Не только рядовым украинцам, но и профессорам с академиками очень понравились новые слова вроде «нов-гав» (ноу-хау), «Гемингвей» (Хэмингуэй), «етер» (эфир) и прочие новаторства Николая Григорьевича, а также его намерение ездить в «метре» и ходить в «пальте».

Член-корреспондент НАН Украины Мирослав Попович как-то воскликнул: «Почему я должен прикидываться тупым хохлом, который не может сказать «Франція», а говорит «Хвранція» только потому, что в украинском когда-то не было «ф»?.. Причина тут одна – угодничество перед диаспорами, которые действительно используют галицкий диалект... Если проект пройдет, я новым правописанием пользоваться не буду». А президент Национальной академии наук Борис Патон прямо заявил, что новое правописание «составлено в Америке диаспорой». И здесь с уважаемым ученым трудно не согласиться. Ведь разве что где-нибудь в канадской глубинке пан Жулынский мог найти тех украинцев, к чьей разговорной «живой» речи он пытался подогнать правописание. Поскольку в самой Украине реформа выглядела так одиозно и несвоевременно, что не нашла поддержки даже у «щирих українців».

Главный «дерусификатор» правительства Виктора Ющенко в 1999 - 2001 годах отметился также рядом других законодательных инициатив. Началось все с громкого решения Конституционного суда, принявшего в декабре 1999 года толкование «языковой» статьи 10 Основного закона. Окрыленное этим решением, не оставляющим никаких шансов негосударственным языкам, правительство быстренько подготовило постановление «О дополнительных мерах по функционированию украинского языка как государственного».

Кабмин собирался решительно обязать госслужащих сдавать экзамен по украинскому языку. Проект запрещал разговаривать на русском языке на территории госучреждений даже в частных беседах. Кроме того, предполагалось привести сеть учебных заведений в соответствие с этническим составом населения, что означало ликвидацию большей части русских школ, поскольку количество русскоязычных граждан в Украине намного превосходит численность этнических русских. Постановление также регламентировало режим вещания государственных теле- и радиокомпаний, предполагая сокращение русскоязычного вещания до 25% - 50% эфирного времени. Проект постановления вызвал массовые протесты общественных организаций и крайне нервную реакцию России.

В качестве альтернативного варианта для продвижения дерусификации был избран другой путь. В документ под названием «Комплексные меры по всестороннему развитию и функционированию украинского языка» постановлением Кабмина от 21 июня 2000 года были внесены дополнения, содержащие многие инициативы Н. Жулынского. А лидер «Просвиты», нынешний «наш украинец» Павло Мовчан, внес на рассмотрение ВР проект внесения дополнений в Административный кодекс, предусматривающий строгую ответственность за «неупотребление государственного языка».

Николай Жулынский также выступил еще с одной инициативой – проектом закона «О развитии и применении языков в Украине». В этом проекте по сути утверждалось господство только одного языка – украинского. Все остальные назывались одним понятием – «языки национальных меньшинств», в том числе и русский, которым пользуется около 2/3 населения. В проекте было записано, что «знание и использование государственного языка… работниками предприятий, учреждений и организаций учитывается при их аттестации», что означало неизбежные «языковые» чистки в госаппарате. То же самое касалось военнослужащих.

Фактически законопроектом утверждалась монополия украинского языка не только в государственной, но и в деловой и общественной жизни, и, главное, устанавливалась также жесткая ответственность за невыполнение закона о языках. До намерения упекать русскоязычных граждан за решетку дело, впрочем, не дошло, хотя тенденция испугала многих. И не зря…

http://www.from-ua.com/politics/415ba46b7078f/view_print/

Powered by Invision Power Board (//www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (//www.invisionpower.com)