| Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате |
| Кулинарный форум Хорошей кухни > Антресолька > Израиль |
| Автор: Yelena 19.06.2005 - 17:43 |
| барон Эдмон Джеймс де Ротшильд (1845, Париж, – 1934) младший сын Джеймса Якоба Майера Ротшильда, основателя французской ветви Ротшильдов . Человек очень разносторонний, никогда не любил финансы и коммерцию. Он много интересовался еврейской историей и положением евреев, вложил много денег и сил в развитие поселенческого движения в Израиле. В период еврейских погромов 1880-х гг. в России Ротшильд вошел в Комитет помощи их жертвам, а осенью 1882 г. состоялись его встречи с посланцем из Эрец-Исраэль И. Файнбергом и раввином из России Ш. Могилевером, в результате которых он затем более 50 лет посвятил делу создания еврейских поселений в стране Израиля. Итогом встреч с И. Файнбергом было согласие Ротшильда взять под свое финансовое и административное покровительство еврейское поселение Ришон ле-Цион, незадолго перед тем основанное и находившееся на краю полного банкротства. Намного более важные последствия имела беседа с Ш. Могилевером. Выслушав подробный рассказ очевидца ( о страданиях бесправных и преследуемых царским режимом евреев России и о сотнях тысяч бедствующих еврейских беженцев из этой и других стран Восточной Европы, Ротшильд не согласился с мнением собеседника, что реальным выходом из положения является массовая эмиграция евреев на их историческую родину, но принял саму идею создания еврейских поселений в Эрец-Исраэль и выразил готовность вложить средства в ее осуществление. Предоставление средств Ротшильд обусловил требованием трезвой и непредвзятой оценки крайне неблагоприятных обстоятельств, в которых предстояло действовать: отрицательного отношения турецких властей в Эрец-Исраэль к притоку евреев в страну и существующего там законодательного запрета на приобретение земли иностранными подданными; экономической отсталости и полной запущенности страны под турецким управлением и незначительности ее хозяйственных ресурсов; отсутствия опыта и традиций производительного и, тем более, сельскохозяйственного труда у потенциальных переселенцев. Поэтому Ротшильд считал, что массовая и шумно рекламируемая иммиграция в Эрец-Исраэль может лишь спровоцировать турецкие власти на полное ее пресечение и к тому же обречь массы переселенцев на голодную смерть, от которой их не спасет никакая филантропия. Требуя ввиду этого проводить переселенческую деятельность методом тихой и постепенной еврейской инфильтрации в страну, поначалу лишь небольшими группами, при строжайшем отборе кандидатов и подготовке хотя бы минимальных условий для новоприбывающих, он затем в течение почти двадцатилетия жестко придерживался этого принципа. Он вложил в поселения около 40 млн франков, с его помощью были организованы или расширены 19 поселения, в том числе 2 , названные с честь его родителей Мазкерет Батия и Зихрон Яков. Как известно, всякая инициатива наказуема. Из-за непреклонности, с которой Ротшильд стремился достичь поставленной цели — доказать всему миру, в том числе антисемитам, что евреи могут не хуже других существовать собственным производительным трудом, а не только заниматься паразитическим посредничеством, в чем их постоянно обвиняли, он оказался в конфликте едва ли не со всеми, кто прямо или косвенно был причастен к созданию поселений: самими поселенцами, сионистским движением, возникшим к концу этого периода, и большинством остальных членов семьи Ротшильд. Основными поселенцами были евреи из России и стран восточной Европы, к которым евреи западной Европы, в том числе барон, относились презрительно. С самого начала он согдасился помочь при условии подчинения строгой дисциплины и беспрекословного послушания поступающим от него и его представителей распоряжениям , которые не позволит лентяям, бездельникам и крикунам погубить начатое им в Эрец-Исраэль дело. Из этой установки вырос и почти 20 лет сохранялся, со всеми его преимуществами и пороками, почти авторитарный «режим чиновников», который осуществляли направляемые Ротшильдом в Эрец-Исраэль администраторы, эксперты, специалисты-инструкторы, а также учителя, врачи, аптекари и т. д. Эти люди много сделали для поселенцев. Но такое попечение имело и оборотную сторону — оно лишало поселенцев всякой самостоятельности и инициативы и ставило их в полную зависимость от воли и указаний чиновников. Возникшее на этой почве у части поселенцев острое недовольство не всегда справедливыми действиями чиновников, а порой и откровенным самодурством, протекционизмом и коррупцией усугублялось тем, что жесткому регламентированию подвергались не только их работа, но и быт, и частная жизнь: от них требовалось заниматься исключительно сельскохозяйственным физическим трудом (под запретом было использование наемных рабочих, занятие торговлей и даже ремеслом); им также предписывался скромный, без каких-либо излишеств, образ жизни, обязательное соблюдение религиозных традиций, общение только на языке иврит и т. д. Протест против произвола некоторых представителей администрации вылился в конфликт с самим Ротшильдом, когда он в ответ на все возрастающее число жалоб, посылаемых в Париж, решительно принял сторону чиновников. Демонстративно выражая полное доверие к чиновникам и безусловно отрицательное отношение к жалобщикам, которых он считал тунеядцами или людьми, которых сломили трудности жизни первопроходцев, Ротшильд довел поселенцев до прямых актов коллективного неповиновения администрации. Конфликт с поселенцами нашел разрешение в конце 19 в. - начале 20 в., когда все управленческие функции, связанные с развитием старых и созданием новых поселений, были переданы Еврейскому колонизационному обществу. На смену «режиму чиновников» и административному регулированию жизни и развития поселений пришел экономический контроль эффективности поселенческих хозяйств и, как следствие, организация жизни поселенцев на началах самоуправления. |