Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
Кулинарный форум Хорошей кухни > Рецепты > Рождественский стол


Автор: light225 16.12.2011 - 00:10
Старинные рождественские традиции в Грузии

Ещё с незапамятных времён Рождество Христово широко и торжественно отмечалось в Грузии. Однако в разных уголках страны ритуалы и традиции, сопровождавшие это празднование, существенно отличались друг от друга. Было и много общего – обязательный пост, соблюдавшийся всеми членами семьи, обязательное приготовление каши из пшеницы, выпекание специальных хлебцев и колядование.

Особо строгие правила распространялись на рождественский сочельник. В Самегрело он назывался Христов вечер, в Гурии – Многолетье, в Имеретии – Коркотоба (Сочельник), в Раче и Нижней Сванетии – Чантлоба, в Верхней Сванетии – Шоби (Рождество), в Картли – Христов Сочельник, в Мтиулети – Тхилоба (Время орехов)… Этот день отличался строгими ограничениями, особенно для женщин: им не разрешалось шить, прясть, возбранялось и любое другое рукоделие.

Однако женщины встречали Сочельник ещё до восхода солнца и приступали к приготовлению пшеничной каши. Позже они заправляли её луком, солью и орехами, иногда – орехами и мёдом. Когда зёрна хорошо проваривались, в них добавляли по три очищенных грецких ореха. Пенки с каши женщины выливали на кору плодовых деревьев, считалось, что это – к хорошему урожаю на будущий год. Запрещалось есть кашу до начала праздничного ужина.

Вечером в сочельник закалывали «рождественскую» свинью. В это время во двор захаживали колядовщики. Это была группа из трех-четырех человек, ходивших по дворам и поздравлявших с Рождеством соседей. Часто это были группы ряженых, замаранных, перепачканных так, чтобы их невозможно было узнать. Они ходили по селу всю ночь, и рождественский пир начинали там, где решали заночевать. Нельзя было отпускать колядовщиков с пустыми руками, они могли и проклясть за это.

Этнолог Нино Гамбашидзе: «Колядование было распространено везде, кроме Картли. Колядовщики (в основном пожилые мужчины) ходили по дворам в одеждах пастухов, иногда в кацавейках, с посохами и корзинами, они распевали, скажем так, «песни счастливых пастухов». Впоследствии традиция претерпела изменения, к колядовщикам присоединились и женщины, и дети. Необходимо было навестить всех жителей, если кого пропускали, это непременно служило поводом для серьёзной обиды. В дар колядовщикам часто вручали специально для них испечённые калачи, но нередко – и деньги. В Гурии пекли «Бринджулу» («Рисовку») – это калач (када) с рисом и сыром, или «Ианпопхи» (соевую каду).

Особо отличалось колядование в высокогорной Тушетии. Дети загодя, до начала гуляний, убивали ворону, насаживали её на жердь и в праздничную ночь совали в окна – пугать соседей. Во время варки каши отец семейства громко взывал о ниспослании счастья в дом. За день до Рождества детей посылали за ветвями в лес, а в Сочельник укрепляли эти ветви в дверях – прогоняли нечистого духа. Обязательно возвращали все долги. Глава семейства выпекал хлебцы, продолговатые – в форме фигурок людей и круглые с обозначенными сосцами коровьего вымени.

В Картли на Рождество играли в Пхочаоба. Смешивали грецкие орехи с орешками и рассыпали по полу. Дети должны были их собрать, и тот, кто набирал в кулаки больше «трофеев», объявлялся победителем. Иногда куски заколотой свиньи разносили по дворам – в знак единства селения. В рождественский сочельник в некоторых местах откупоривали специальный винный чан, зарытый в землю (квеври).

Во всех регионах традиционно был меквле, или «оставляющий след» – это был непременно здоровый, благополучный, солидный человек из числа добрых знакомых или родни, его просили первым переступить порог дома – в Рождество или на Новый год (что принято и сейчас).

Вместо ёлки (причём задолго до того, как украшенную ёлку ввёл в моду в Европе один из представителей английского двора) в разных уголках Грузии была распространена чичилаки – ореховый прут, уснащённый лёгкими густыми стружками – на него вешали орехи, сласти, узелки с загаданными желаниями. Они и сейчас повсюду продаются, и спрос велик.

Многие традиции канули в лету, и сейчас о них почти ничего не известно. Как, например, о том, что в Сванетии пекли хлебцы и из лобио, и из семян конопли. А во время праздничного ужина накрывали два стола – один – на сванской «скамье», напоминающей кафедру, а другой – у очага. Разница в том, что первое застолье уснащалось ложками, вилками и одной свечой, второе же предназначалось для покойных, и там зажигалось три свечи. За первым столом хозяйка возносила молитву о благополучии семьи, за вторым – мужчины просили о том же, обращаясь к душам покойных.

Иногда рубили голову петуху. Его варили, а кости бросали в огонь очага со словами: «Да сгорит так губительный недуг нашей семьи». Этого петуха нельзя было показывать посторонним, и его нельзя было есть.

В Раче зажигали четыре свечи. Три помещали в куски ореховой выпечки. Четвёртую держали в руках старшие в доме женщина или мужчина, вознося молитву: «Господи, дай нам столько добра, сколько здесь орехов».

В Гурии главным моментом рождественского действа была выпечка пирожка из пшеничной муки в виде полукруга. Его начиняли сыром и подсушенным копчёным яйцом. Выпекалось столько штук, сколько было членов семьи.

В этот день родителям выданной замуж дочери дарились приношения – по мере возможности – от быка или коровы до того же пирожка.

В Хевсуретии Рождество обычно встречали в молельне. Одним из главных культовых объектов было знамя. В то время как знаменосец держал его поднятым, должны были свершиться обряды жертвоприношений.

Перед началом винопития разговлялись пшеничной кашей. Котёл ставили ближе к огню, и старейшина трижды выскрёбывал и бросал масло в пламя. Если пламя сильно вспыхивало, это предвещало хороший год.

В Имеретии перед Рождеством для каждого из членов семьи резали по курице, и вместо потрохов начиняли молодым сыром и варёным рисом. За рождественским столом сидели до рассвета, молились и завтракали не расходясь.

Источник: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=7&id=24928

Powered by Invision Power Board (//www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (//www.invisionpower.com)