Правила форума Правила форума - всем ознакомиться!
  Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

>

Преданья старины глубокой

(о чем рассказывали наши бабушки...)

nikolavna
Цитировать сообщение
Сейчас Offline



Гурман
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 3 282
Спасибок: 34
Пользователь №: 467
Регистрация: 19.07.2004
Откуда: Москва





Писала я вот в этой темке и возникла мысль, а не рассказать ли нам о воспоминаниях наших бабушек?

Мы все родом из детства. Мы и наши мужья - все родом из разных мест, где были свои обычаи и обряды, свои традиции, свои байки. Давайте делиться тем, что передавали нам бабушки-дедушки. Интересно ведь!
Причем, и советский период истории "тоже считается".

PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
nikolavna
Цитировать сообщение
Сейчас Offline



Гурман
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 3 282
Спасибок: 34
Пользователь №: 467
Регистрация: 19.07.2004
Откуда: Москва





Я начала чуть раньше, в другой теме, позже процитирую сама себя.

цитата::
Владимир и Владимирская область - "две большие разницы". Одно дело - древняя столица, а другое - село, затерянное в глухих лесах... Достаточно сказать, что на карте этот населенный пункт отсутствует уже лет 60 по причине отсутствия дорог.
Кстати - о дорогах: бабушка рассказывала, что дорогу зимой так заносило, что местный староста (её отец, мой прадед) давал указания летом рубить слеги (палки длиной 2,5 - 3 метра), а зимой их вертикально втыкали в снег, который заносил их почти по самую макушку(!). И только по этим палкам можно было найти дорогу...
Причем, было разделение - какое село до какого места обтыкает дорогу...

Летом сельский староста (выборная должность) "разводил по работам". Поскольку крестьяне в том месте, откуда родом мой отец, никогда не были крепостными (были "государевыми"), то они жили довольно неплохо. Государственные крестьяне жили общиной и сообща платили налог в государеву казну. Каждый член общины наделялся землей, с которой семья и платила налог. Чем больше семья, тем больше налог, но и тем больше пахотной земли ей выделяли. Хочешь - обрабатывай, не хочешь - не обрабатывай, можешь отказаться. Община помогала малоимущим, и делалось это посредством "разведения по работам".
Пример: речка. Когда я была маленькая, то речка, протекавшая под лесом, уже была маленьким наполовину заболоченным ручейком. А бабушка рассказывала, что когда-то эта речка даже была для села источником рыбы - в ней водились щуки и окуни. Староста промерял расстояние "своего" участка (куска реки, находившегося в ведении села) и делил его по дворам, пропорционально количеству взрослых мужчин-работников. Каждый дом должен был расчистить "свой" участок от мусора, веток, углубить его дно и укрепить берег после весеннего разлива. Мостики, дорожки, и т.п. строились и ремонтировались сообща. Соседнее село поддерживало "свой" кусок реки.
Женщинам, у которых в домах не было мужчин, такие работы не назначались, они выполняли другие работы. Община помогала в быту таким вдовьим семьям. Например, когда зимой в сильную метель заносило двери домов, то с утра, откопав свою дверь, сразу посылали старших детей откапывать какую-нибудь бабку и или тётку.
Кстати, все входные двери в домах из-за этого открывались вовнутрь, а окна домов располагались высоко.

Ухаживали и за лесом. Если лесу в нашей зоне дать расти как он хочет, он быстро превращается в тайгу - непроходимую чащу, где в нижний полог не проникает свет. В таком лесу плохо растут ягоды-грибы, там закисает почва. Растет один мох.
В некоторых участках леса, например, запрещалось выпасать скотину - потому что козы выедают молодой подрост, и лес не возобновляется. Загущенные участки выборочно вырубались. Это позволяло лесу быть прозрачным, пропускающим солнце к поверхности земли. Из-за этого местные леса изобиловали грибами и ягодами.
Кстати, пастух в те времена - отнюдь не "местный дурачок". Пастух должен был быть грамотным, уметь читать, уметь выполнять функции ветеринара, должен был знать огромное количество разных фактов и мест, потому что нес материальную ответственность за чужое, отнюдь не дешевое, имущество - скот. Если корова пала по вине пастуха, например, наевшись клевера (что бывает и сейчас довольно часто), ответственность нес пастух, и община, назначившая его, обязана была частично возместить потерю.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
nikolavna
Цитировать сообщение
Сейчас Offline



Гурман
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 3 282
Спасибок: 34
Пользователь №: 467
Регистрация: 19.07.2004
Откуда: Москва





В русских сказках, сказаниях, былинах часто в знак особого уважения к герою звучало: «за это - земной тебе поклон!»
Что же такое земной поклон? Когда и для кого его делают?
Земной поклон - это падение ниц, «елико мощи главою до земли довести» (Типикон) То есть это когда человек опускается на колени, а потом наклоняется вперед и, опираясь на руки, лбом касается земли.
Земной поклон у славян, да и у всех древних народов – знак величайшего благоговения перед кем-либо или чем-либо. В светской жизни, например, земной поклон полагался главе государства - царю.

У православных христиан низкий земной поклон есть выражение предельного благоговения или усиленной молитвы о помиловании. Их полагают при поклонении наибольшим святыням; в дни постов и наиболее важные в таинственном смысле моменты богослужения.
«И явился ему (Аврааму) Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного. Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли» (Быт. 18, 1—2). «И преклонился человек тот и поклонился Господу » (Быт. 24, 26); «Когда раб Авраамов услышал слова их, то поклонился Господу до земли» (Бытие 24, 52).
В нынешней традиции земные поклоны называются по-другому «метанием». Интересно что слово это – не русского происхождения, а греческого: происходит от греческого «metanoia», что означает «покаяние», «раскаяние», перемену образа мыслей. В богослужебных книгах ему естественным образом усвоилось значение «поклон», ибо, как уже говорилось выше, именно поклон является внешним выражением чувств кающегося человека. В позднегреческом языке (с IV в.) это слово звучало примерно как «мэтаниа». Так оно и вошло в славянский, а затем и в русский язык. Будучи удивительно созвучным славянскому глаголу «метати» слово получило дополнительный оттенок. Ведь при земном поклоне человек «метает» свою плоть на землю. Надо ли удивляться, что во многих случаях древние переводчики оставили это слово без перевода! (по материалам сайта www.liturgica.ru)


В связи с тем, что церковные богослужения приобретают сейчас все более и более светский характер, на земные поклоны смотрят как на некий анахронизм. В связи с этим, мне понравилось одно высказывание.
Всем известна Киево-Печерская Лавра. По свидетельству старых насельников её, старцы в Лавре говорили: «А если в самый Светлый День Пасхи нам вдруг явится Господь – мы упадем ему в ноги, или, отвесив поясной поклон, скажем: «Прости, Господи, но Устав большего не позволяет»?

Теперь из историй, рассказанных нашими бабушками.
Я уже говорила, что мать моего отца была из семьи сельского старосты. И выдана замуж была в семью опять же старосты соседнего прихода. Он же – глава местной церковной общины. Двухметрового роста (рост достался всем моим кузенам по наследству), обладатель глубочайшего громоподобного баса, прадед каждое утро, молясь, делал по 100 поясных поклонов, а потом – по 100 земных! И прабабка тоже. Мой дядька, ныне здравствующий старший брат отца, рассказывал, как прабабка втихую пыталась филонить от этой ежеутренней разминки, правда, не всегда ей это удавалось. В русских сказках, сказаниях, былинах часто в знак особого уважения к герою звучало: «за это - земн...
Зато - никакого остеохондроза!!!

Это сообщение отредактировал nikolavna - 15.01.2009 - 15:27
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
homyak
Цитировать сообщение
Сейчас Offline



Гурман
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 3 474
Спасибок: 1
Пользователь №: 17 176
Регистрация: 29.01.2008
Откуда: Россия





Знаешь, это не обычай, так историйка небольшая. Во время войны, в селе, где жила одна из моих бабушек (русская) было много эвакуированных, в частности, один художник. И бабушка за хлеб и молоко заказала ему картину со сказочным сюжетом, детей порадовать. Вот такая история, по-моему очень трогательная.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
nikolavna
Цитировать сообщение
Сейчас Offline



Гурман
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 3 282
Спасибок: 34
Пользователь №: 467
Регистрация: 19.07.2004
Откуда: Москва





У моей бабушки в деревне не употреблялось слово "сглазить". Говорили: "изурочить".
Начинаешь чем-то хвастаться, бабушка останавливает: "Поди не изурочь!"
Я думаю, что это скорее было связано не с боязнью сглаза как такового, а с этическими аспектами: неча языком болтать и давать повод для зависти.

Сейчас считается совершенно нормальным, когда на даче один сосед хвастается другому что и как у него растёт в огороде.
В деревне в огород чужих не пускали и урожаем не хвалились.
Это считалось высшей наглостью - без спроса войти в чужую калитку. Правила приличия требовали, чтоб хозяин сам разрешил войти. Поэтому сельчане звали хозяина из огорода, стоя у калитки.
Правило касалось всех - даже детей. лично мне бабушка запрещала не только ходить на подружкин огород, но даже и заглядывать через забор! Если я ей рассказывала, что мы с подружкой играли у них в огороде, и что нам это разрешили, бабушка всё равно ворчала и хмурилась, и наказывала "не ходить в чужой угород".

Но "урока" в деревне боялись. Была и своя "колдунья" - странноватая тетка - большая любительница походить по гостям. На мой взгляд - бабка как бабка, меня она любила, даже учила как правильно сено сушить. Бабушка моя её не боялась - в молодости они дружили. А вот соседка наша - дичь как опасалась.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
homyak
Цитировать сообщение
Сейчас Offline



Гурман
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 3 474
Спасибок: 1
Пользователь №: 17 176
Регистрация: 29.01.2008
Откуда: Россия





nikolavna Ириш, похоже, одни мы тут гуляем. Расскажу о другой бабушке - украинской. Вообще-то она из Воронежской области, но, они себя там украинцами называли, хоть это вроде и Россия. Бабушка моя была 1905 года рождения. В деревне была традиция: зимой молодые девушки собирались в избе у какой-нибудь женщины. Женщине этой платили за пригляд над девушками и называли пани матка. Платили, конечно, продуктами. Девушки брали туда пряжу или вышиванье, и там знакомились с парнями. Вот такие были зимние посиделки.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
innok
Цитировать сообщение
Сейчас Offline



Гурман
*****

Профиль
Группа: Авторы
Сообщений: 20 018
Спасибок: 19
Пользователь №: 9 477
Регистрация: 15.11.2006
Откуда: CO, USA





цитата::
Ириш, похоже, одни мы тут гуляем.

Мил, ну а чего мне рассказывать-то... у меня, какую сторону не возьми, почти что "История партии" получается. dry.gif
Самое безобидное, бабушка с маминой стороны вспоминала. Заходит учитель в класс, учитель из немцев Поволжья. Класс - в школе в одном из еврейских колхозов на Украине. Во время НЕПА были такие. Ну вот, заходит он в класс, окидывает детей взглядом и говорит:
- Ну, я вижу тут одни лишенцы собрались... laugh.gif laugh.gif laugh.gif

а ваc так с огромным удовольствием читаю wub.gif
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
homyak
Цитировать сообщение
Сейчас Offline



Гурман
*****

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 3 474
Спасибок: 1
Пользователь №: 17 176
Регистрация: 29.01.2008
Откуда: Россия





Однажды моя украинская бабушка ходила со мной гадать на Рождество. Уже в городе. Нужно было выйти в самую полночь и стоять тихо-тихо. Первый звук, который услышишь - твоя судьба, то ли на целый год, то ли на всю жизнь. Если колокольчики (откуда бы им в городе взяться?), то свадьба, если шорох, вроде, как зерно сыпется - то к богатой жизни, и если стук дерева о дерево, то - плохо - гроб, смерть. Я ничего не услышала, а бабушка вроде что-то и слышала, но мне не говорила.
Я, кстати, в эту деревню ездила - до сих пор помню ужины в саду под вишнями.
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
SAVA
Цитировать сообщение
Сейчас Offline



Поварёнок
**

Профиль
Группа: Пользователи
Сообщений: 53
Спасибок: 0
Пользователь №: 22 384
Регистрация: 27.09.2008
Откуда: Казахстан





Иногда слишком поздно спохватываешься, что ни о чем не расспрашивала у бабушек и дедушек, увы. Моя русская бабушка из смоленской области, когда спрашивала ее про жизнь, отвечала: "Жили как все...". Вот мама рассказывала, как они (дети) после войны, ей лет 8 было, бомбу в пруду нашли и решили играть на меткость, на бомбе какой-то кругляшочек был (видимо капсюль) и они по-очереди в него метали камешки, но никто попасть не мог. Тут маму бабушка позвала обедать и уже сидя за столом они услышали взрыв. Бомба оказалась действующая. Погибло несколько детей sad.gif .Очень страшная история.
А корейская бабушка рано умерла, по-русски разговаривала плохо. И вообще старались не упоминать как их ссылали и как они раньше там жили. Ходит такой анекдот, что когда корейцев сослали в Казахстан тут как раз был голод и умирало очень много людей. А корейцы выйдя из вагонов сказали: "Какой голод? Тут так много растет травы! laugh.gif
PMПисьмо на e-mail пользователю
Top
0 Пользователей читают эту тему (0 Гостей и 0 Скрытых Пользователей)
0 Пользователей:

Опции темы Ответ в темуСоздание новой темыСоздание опроса

 


[ page time generated: 0.0448 ]   [ db queries: 16 ]   [ GZIP включён ]


Рассылка 'Хорошая кухня'
Читать в FEEDBURNER Читать в Яндекс.Ленте RSS добавить в LiveJournal
<% COPYRIGHT %>