Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
Кулинарный форум Хорошей кухни > Антресолька > Индия и форумчанки живушие в ней-6


Автор: Vetka 22.09.2005 - 21:10
Девочки, все собиралась начать разговор на давно и глубоко интересующую меня тему – про
МАТРИАРХАТ В КЕРАЛЕ
.

Останавливали меня два момента: я ни разу не была в Керале (все собираемся!), и у меня поэтому нет керальских фотографий... а без фотографий оно как-то скучновато. Нашла вот один снимок в Интернете. Не то чтобы по теме, но все-таки – керальский.

Кроме того, захотелось мне побольше почитать по этому вопросу, однако информации оказалось – просто море, и поэтому я решила написать пока о том немногом, что знаю (немногом, - к счастью: зато получится не слишком занудно, надеюсь). Я была бы очень благодарна, если бы вы дополнили мой рассказ тем, что знаете вы, и поправили меня, если я допускаю какую-нибудь неточность и т.п...

Итак, примерно 1000 лет назад (а по другим источникам – 1500) в Керале образовалась община НАИРОВ. Кажется, она сформировалась в основном из кшатриев. НАИРЫ были люди зажиточные, занимали государственные и административные должности, а также принимали участие в многочисленных войнах.

НАИРЫ – это не каста, а именно община, которая сама, в свою очередь, подразделялась на несколько каст – повыше рангом, пониже... Даже внутри самой общины браки с НАИРАМИ из низших каст не приветствовались, и люди старались заключать браки с представителями своей (или высшей, когда это было возможно) касты.

Вот только некоторые названия каст, на которые подразделялась община НАИРОВ: Menons, Nairs, Panikkers, Pillais. Выходцы из Кералы прибавляют эти «кастовые» названия к своим фамилиям, а иногда и вовсе используют их вместо фамилий. Поэтому, встретив человека с фамилией Менон или Наир, к примеру, можно быть уверенным, что человек этот происходит из общины НАИРОВ и многие поколения его предков жили в эпоху «развитого матриархата», в огромном доме, который назывался TARAWAD, и уклад их жизни разительно отличался от привычного нам в той или иной степени «патриархального» уклада.

Девочки, все собиралась начать разговор на давно и глубоко интересующую меня тему – про МАТРИАРХАТ...

Давайте попробуем вообразить себе огромный дом – TARAWAD, в котором живет большая семья (человек пятьдесят запросто могло быть в такой семье!), и состоит она не из мужа-жены, детей их и внуков, а – из женщин и связанных с ними узами кровного родства мужчин – братьев, дядей, племянников. Дети всех этих женщин также живут в TARAWAD-е, управляет которым старейшая женщина рода – бабушка или там тетя какая-нибудь. Помогает ей держать в порядке семью и хозяйство KARANAVAN – родной ее брат, чаще всего.

TARAWAD-у принадлежали земельные угодья, и часто – немаленькие. Правом собственности на землю и прочее имущество обладали только женщины, а так как родство велось по женской линии, то земли считались неделимой собственностью TARAWAD-а. Этот порядок немного изменился лишь в пятидесятые годы 20-го века: был принят закон, по которому и мужчины имеют право получать в наследство земли, принадлежащие TARAWAD-у, в котором они родились и выросли.

Однако, и в наши дни, если происходит такой раздел земли и имеется два наследника: скажем, замужняя дочь, у которой трое своих детей, и женатый сын, у которого тоже семеро по лавкам... то в этом случае земельный участок делится на пять частей. Четыре части получает в наследство дочь (одну – на себя, и по части на каждого из своих детей), и одна часть достается сыну (всего одна! Количество его детей в расчет не принимается!).

Н-да, что-то я увлеклась дележом земельных участков... а ведь рассказать хотела не совсем об этом.

Очень интересно был устроен у НАИРОВ институт брака. Свадебная церемония была проста и заключалась в преподнесении женихом невесте керальского сари в присутствии старейшей женщины рода (бабушки невесты, например). После чего жених (т.е. уже муж) мог провести в TARAWAD-е своей невесты ночь, и даже иногда несколько дней, а затем возвращался в свой родной TARAWAD, где его ждали мать, тетки, сестры и племянники.



Иными словами, муж и жена не жили вместе, а встречались лишь изредка: муж навещал свою жену в ее доме, как правило, приходя после обеда и покидая дом на следующий день – еще до завтрака.

Если у них рождались дети, то муж и, соответственно, отец не считался им родственником вовсе. Ближайшей родней мужского пола был дядя – родной брат матери. Он (или они – братья) уделяли довольно много внимания воспитанию племянников, в то время как их родные дети воспитывались в других TARAWAD-ах, и занимались их воспитанием, опять же, братья и дяди матерей...

По сей день, дети берут фамилию матери, а не отца, ну и женщина, выходя замуж, разумеется, не переходит на фамилию мужа. По сей день, на свадьбах представителями невесты являются ее мать и дядя, брат матери, а отец скромно сидит в уголке, и может быть всего лишь зрителем...

Ой, как много уже написала! А еще чуть-чуть – можно?

Развод, в случае если женщину больше не устраивал ее муж, происходил еще проще и легче, чем церемония свадьбы. Женщине достаточно было выставить за дверь зонтик мужа или его шлепанцы, и на этом история заканчивалась. После чего она могла выйти замуж второй раз. Третий. Четвертый... В общем, как душа пожелает.

Среди низших каст общины НАИРОВ было распространено многомужество. Кое-где оно сохранялось до середины 20-го века. Вот что пишет по этому поводу L.K.A. Iyer в своей книге Cochin Tribes and Castes: «Если девушка (речь идет о 12-тилетней девочке, в данном случае) была хороша собой, трое или четверо НАИРОВ выражали согласие жить с ней, и чем больше любовников она имела, тем выше был ее статус в обществе. Каждый муж мог приходить в строго отведенное для него время, с полудня до того же часа следующего дня, и в продолжение его визита у двери выставлялся какой-нибудь предмет в виде условного знака, так что другие не имели права входить в дом».

Королевский дом Travancore, одной из областей, позднее вошедшей в состав современной Кералы, также придерживался традиций матриархата. Страной управляли не короли, а королевы. Нередко королевский дом удочерял девочек, чтобы не прервалась женская линия рода. Так, в 1811 году королевой стала Swathi Thirunal, такая вот удочеренная девочка. В первую же ночь своего правления она законодательно отменила все возможные формы рабства на территории королевства. В 1817 году она же выпустила декларацию, в которой объявила образование доступным для представителей всех каст и сословий. В 1868 году королева Gowri Lakshmi Bayi начала компанию по вакцинации населения, в первую очередь подвергнув прививкам всю королевскую семью. А в 1925 королевой Setu Lakshmi были запрещены жертвоприношения животных и объявлен вне знакона местный Храм Devadasi (институт храмовой проституции, но это уже другая тема).

Пожалуй, мне пора закругляться. Чересчур длинно получилось, в следующий раз постараюсь не растекаться так «мыслию по древу»... А сокращать – жалко! В общем, девочки, не ругайтесь сильно, если я на вас скуку своим постом нагнала. В другой раз не буду!

Хотела еще добавить, что материалы о королевской семье я взяла из статьи Where Women Wore the Crown, написанной журналисткой Choodie Shivaram.

Девочки, кто дочитал, - спасибо за терпение!


Powered by Invision Power Board (//www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (//www.invisionpower.com)