Версия для печати темы
Нажмите сюда для просмотра этой темы в оригинальном формате
Кулинарный форум Хорошей кухни > Антресолька > Индия глазами форумчанок


Автор: Fishflorentine 26.04.2005 - 19:52
Кастовая система

Приступаю к описанию данного предмета с трепетом и благоговением, так как эта тема очень обширная и сложная, а также является одной из моих самых любимых. smile.gif
Вопрос о кастах на форуме поднимался несколько раз, поэтому я решила начать свой рассказ с небольшого экскурса в историю.
Давным-давно, примерно 4 тысячи лет назад в Индию пришел народ, который имел самоназвание «arya». Жрецы арийских племен создали гимны, восхваляющие своих богов, эти гимны должны были произноситься во время жертвоприношений. Долгое время ритуальные песнопения не записывались и передавались устно, в конце концов они были расположены в определенном порядке. Собрание этих религиозных гимнов получило название «Ригведа».
Арийское общество к приходу этого народа в Индию уже имело сословное деление, арии, оказавшись среди темнокожего аборигенного населения, стали придавать особое значение чистоте крови. Постепенно оформились четыре сословия: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы), шудры (слуги). В одном из гимнов «Ригведы» повествуется о том, что боги принесли в жертву человека, и из частей его тела возникли эти сословные деления. На санскрите каждое из них называется «варна» («цвет»), это слово ни в коем случае не следует отождествлять с понятием касты.
Термин «каста» появился гораздо позже, он имеет португальское происхождение, сами индийцы с давних пор называли касту «джати».
Три первые варны считались высшими, их даже называли «двиджати» или «дваждырожденные»: они «рождались» во второй раз во время обряда инициации, возложения на них священного шнура. Брахманам предписывалось учиться и просвещать других, а также совершать жертвоприношения во славу богов, кшатриям и вайшьям также надлежало учиться и совершать жертвоприношения, но первые также должны были быть защитниками людей, а вторые – заботиться о скоте и заниматься земледелием. На самой низшей ступени арийского общества стояли шудры, которые предписывалось быть в услужении у высших варн.
Здесь я описала идеальную схему, в реальной жизни отступлений было множество. Случалось, что брахманы и кшатрии занимались сельским хозяйством, торговлей и ремеслом, а вайшьи – ювелирным делом, обработкой металлов, ткачеством. Может сложится впечатление, что шудры влачили жалкое существование в обществе ариев, так как, с точки зрения священного, у них было очень мало прав. Встречались шудры, занятые в торговле и ремесле, а также свободные земледельцы, индийская история знает даже шудрянскую династию царей.
Но были и люди, которые занимали еще более низкое положение. Собственно, согласно авторитетным «книгам законов», они находились вне варн, а следовательно, вне арийского общества, и хотя иногда их называли пятым сословием, все же большая часть источников отказывает им в этом праве.
Как и когда возникла кастовая система? Как она связана с варновой? Вот тут-то и начинается самое сложное. Несмотря на то, что древние источники порицали межварновые браки, а главе государства надлежало следить за варновой чистотой, смешение сословий было нередким явлением до эпохи средних веков. Статус потомства от браков представителей разных варн понижался, причем если жена принадлежала к более высокой варне, чем ее муж, то их отпрыскам приходилось довольствоваться более низким положением, чем детям из той семьи, где статус отца был выше. Здесь есть много тонкостей, в итоге образовывалось множество прослоек, и исследователи одно время придерживались мнения, что касты появились исключительно в результате смешения варн. Это было бы слишком простым объяснением.
Процесс сложения кастовой системы растянулся на очень долгое время, я бы не побоялась сказать на тысячелетие и больше. По мере освоения индийского субконтинента шло вовлечение в сферу цивилизации племен, этнических групп, стоящих на разных уровнях развития, включение в социальную структуру профессиональных подразделений.
Можно сказать, что кастовая система в значительной мере заменила варновую. Эта система приобрела достаточную жесткость в средние века, когда социальные группы стали представлять из себя то, что позже назвали кастами. Я постараюсь дать определение этому явлению. Каста – это основная единица, ячейка традиционного индийского общества, которой свойствены эндогамия (заключение браков только в пределах самой касты), занятие одной и той же профессией, наследственное членство, запрет на сотрапезничесво с другими кастами, общие правила поведения и обычаи, ритуальный статус (мое определение не претендует на исчерпанность и законченность).
Каста заботилась о своих членах, давала им чувство социальной безопасности, брала на себя заботу о вдовах и сиротах, помогала нуждающимся. Страшным считалось исключение из касты, так как фактически изгой оказывался выброшенным из самого общества и мог общаться только с самими низшими. Изгнание могло быть временным и постоянным, как правило, зависело от степени серьезности провинности. Чем выше по статусу была каста, тем более строгие требования по соблюдению многих предписаний, в том числе ритуальной чистоты, предъявлялись ее членам. В случае временного исключения из касты провинившемуся по истечению наказания нужно было совершить определенный ряд действий, направленных на покаяние и очищение.
Для каждой касты были свои правила поведения, которые изучались с детства. Существовала достаточно четкая иерархия каст в пределах определенного региона. Даже среди самых низших и презираемых каст была своя иерархия и гордость за принадлежность к касте.
В древних источниках и эпосе есть свидетельства о том, что когда-то при жизни можно было переходить из одной варны в более высшую благодаря своим заслугам.
В кастовом обществе отдельному человеку невозможно было подняться на более высокую ступень социальной лестницы, но вот для целой касты это было возможно. Я процитирую слова очень известного английского индолога Артура Бэшема: «По сути дела не происхождение делало ту или иную группу населения неприкасаемой, а образ жизни». Процесс повышения статуса касты называется «санскритизацией» (термин введен индийским социологом и антропологом М.Н. Шринивасом), в ходе которого каста подражает образу жизни и поведению более высоких каст.
Каста оказалась очень жизнеспособным институтом, он не зависел от политического строя, разрушить его всегда было нелегко. Я считаю, что индийцам нечего стыдиться «своего ужасного кастового прошлого», ведь у каждого явления есть оборотная сторона медали. Именно благодаря такой единице, как каста, сохранились многие индийские обычаи и традиции, поддерживался индуизм.
Хотя в настоящее время кастовая система в силу ряда причин распадается, она не исчезла полностью. Я думаю, должно пройти немало времени, прежде чем каста станет принадлежать исключительно истории.

Попозже я расскажу о кастах в современном нам индийском обществе.

Powered by Invision Power Board (//www.invisionboard.com)
© Invision Power Services (//www.invisionpower.com)